Основная информация

Квартира и мастерская, где жил и работал Делакруа в последние годы своей жизни, превращены ныне в музей, посвященный творчеству художника.

Музей Делакруа, расположенный на тихой улочке Фюрстенберг, скрыт от посторонних глаз. Его здание не заметно с улицы, а об его существовании можно узнать лишь из памятной дощечки, установленной на арке. Пройдя в эту арку, посетитель вскоре оказывается перед уютным домом. Здесь художник провел последние годы своей жизни.

Это жилище Делакруа приобрел 28 декабря 1857 года. Вполне понятны причины, по которым художник выбрал для себя столь тихий уголок. К тому времени Делакруа уже серьезно болел, а отсюда до церкви Сен-Сюльпис, где он писал серию своих монументальных фресок, было рукой подать. Новое жилье подыскал по просьбе Делакруа его друг, Эрнест Харо.

Свободная квартира нашлась в элегантном доме конца XVIII века, построенном на месте старого монастыря Сен-Жермен де Пре. Комнаты оказались светлыми и уютными, но, прежде чем переехать сюда, Делакруа пришлось решить проблему мастерской. Ее построили в саду, на это ушло около шести месяцев. Художник остался очень доволен своим новым жильем. На следующий день после переезда он записал в своем дневнике: "Меня разбудил солнечный свет, лившийся в окно моей комнаты. Я выглянул в сад, увидел свою мастерскую, и у меня стало радостно на душе".

В этом доме Делакруа прожил до самой смерти, настигшей его в августе 1863 года. Все эти месяцы он работал, заканчивая фрески для церкви Сен-Сюльпис и дописывая последние полотна, выставленные в Салоне 1859 года. Покидал свой дом он только для того, чтобы отправиться в церковь Сен-Сюльпис. В остальном Делакруа жил как затворник, общаясь лишь с учеником и помощником Полем Андре и преданной служанкой Женни Ле Гулю.

Согласно завещанию Делакруа, все его картины - за исключением тех, что были оставлены конкретным лицам, - следовало продать с аукциона. На этот аукцион, состоявшийся в 1864 году и растянувшийся на несколько дней, выставили около 9000 работ, включая 60 альбомов с набросками, 1500 пастелей, 850 картин и более 6500 рисунков. Публика увидела все это впервые.

Квартира Делакруа и его мастерская перешли в частные руки. Более 60-ти лет они были закрыты для поклонников творчества художника. В 1929 году дом, в котором он жил, решили снести, чтобы освободить место для строительства гаражей.

Это решение городских властей вызвало бурный протест парижан. Кампанию по спасению этого памятника возглавили известные художники Морис Дени (1879-1943) и Поль Синьяк (1863-1935). Оба они (особенно Синьяк) с юности были очарованы картинами Делакруа. Художники основали Общество друзей Эжена Делакруа и сумели склонить городские власти к тому, чтобы объявить студию Делакруа памятником национальной культуры. Позже, в 1971 году, она получила статус национального музея.

За те годы, когда квартира Делакруа находилась в частном владении, она безвозвратно утратила тот вид, который имела при жизни художника. Тяжелая мебель в стиле Людовика и многочисленные сувениры, привезенные из Марокко, исчезли. Впрочем, кое-что из вещей, некогда принадлежавших Делакруа, отыскалось. В число этих вещей входят мольберт Делакруа, палитра художника, два деревянных столика для рисования и, что самое удивительное, его узкая кровать, ставшая и его смертным ложем. Все это сейчас находится в музее.

Помимо мемориальных вещей, музей владеет рядом работ Делакруа. Некоторые из них были куплены, другие - взяты напрокат из запасников Лувра. В основном, это наброски, рисунки и гравюры, но есть среди работ и несколько завершенных картин - в том числе, "Похищение Ревекки" (это полотно написано на сюжет, заимствованный из романа Вальтера Скотта "Айвенго") и "Гамлет и Горацио на кладбище". В музее часто проводятся временные выставки, имеются стенды, рассказывающие о дружбе Делакруа с Шарлем Бодлером и Жорж Санд, организована документальная экспозиция.

ВЕРНАЯ СЛУЖАНКА
Острый ум и обаяние молодого Делакруа делали везде его желанным гостем. Но ближе к старости, когда художника стали одолевать болезни, он полюбил одиночество, которое скрашивала простая бретонская крестьянка Женни Ле Гулю. Она поступила на службу к Делакруа в 1834 году. В последние годы жизни Женни вместе с Делакруа посещала галереи, выходила с ним на прогулки, ухаживала за ним во время обострений болезни. Художник писал о ней: "Это на редкость преданная женщина, которая ревностно охраняет мою жизнь, подобно стоящему на посту солдату".

Делакруа завещал Ле Гулю 50000 франков, мебель по ее выбору и написанный им портрет Женни. В настоящее время этот портрет находится в спальне дома-музея Делакруа.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв